Двигатель от советской стиральной машины запустить не сложно, для этого необходимо разобраться с выводами пусковой и рабочей обмотками.
Для начала найдем выводы обмоток, их должно быть две пары. Для этих целей прибором или тестером «прозвоним» одну пару.
Если прибор показал вам какое-то значение, например сопротивление 9-11 Ом., то это и есть рабочая обмотка, запишем показания прибора, отмечаем пару.
Следовательно, оставшиеся два вывода будут обмоткой запуска, делаем замер, прибор должен показать в пределах 30-47 Ом.
Теперь ясно, где пусковая и рабочая обмотка, у пусковой обмотки сопротивление должно быть больше, чем у рабочей обмотки. Не так уж и тяжело найти и определить обмотки у двигателя от стиралки, еще проще с подключением асинхронного двигателя.
Схема для запуска двигателя от стиральной машины:
После того, как разобрались с выводами обмоток, можно собрать пробную схему для запуска двигателя.
На рисунке изображено:
ОВ – рабочая, обмотка возбуждения, основного вращающего магнитного поля.
ПО – пусковая обмотка необходима для создания начального крутящегося момента в определенном направлении.
SB — кнопка для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.
Для того чтобы изменить направление вращение вала двигателя достаточно поменять вывода пусковой обмотки местами и направление при запуске изменится.
Во время экспериментов с двигателем не забудьте закрепить его, чтобы он во время пуска не ускакал и не собрал все провода в кучу.
Например, в стиральной машинке «Кама – 8М» вся автоматика состоит из реле времени и токового реле:
Реле времени задает временной режим с выдержкой на отключение электродвигателя. Токовое реле служит для запуска двигателя, для кратковременного включения пусковой обмотки к сети 220В.
Реле выполнено в пластиковом корпусе, имеется три контактных вывода X1, X2, X3. На крышке показана правильная установка реле, большая стрелка с надписью «верх», реле должно располагаться так чтобы стрелка всегда указывала вверх.
Для чего это необходимо, вы поймете, если посмотрите устройство и принцип работы реле.
Устройство и принцип работы токового реле:
реле состоит из:
1– подвижного сердечника;
2– токовой обмотки;
3– подвижного нормально разомкнутого контакта;
4– пружина из нихрома;
5– биметаллическая пластинка;
6– нормально замкнутый контакт;
Подключение реле:
Подаем напряжение 220В на вывод «Х3» токового реле, фазу или ноль без разницы, а второй сетевой провод 220В напрямую подключаем к рабочей обмотке двигателя.
Вывод «Х1» — «ОВ» подключается ко второму свободному выводу, рабочей обмотке. Вывод «Х2» — «ПО» подключается к выводу пусковой обмотке.
При запуске двигателя, пусковой ток больше, чем рабочий. При прохождении пускового тока через катушку токового реле, в катушке наводится магнитное поле, которое втягивает подвижный стальной сердечник, он приподнимается и поднимает подвижный контакт.
Замыкается электрическая цепочка, которая подключает пусковую обмотку электродвигателя. Двигатель запускается и развивает номинальные обороты.
Поскольку двигатель вошел в рабочий режим ток в реле уменьшился, ослабло магнитное поле в катушке реле, которое удерживало стальной сердечник в верхнем положении. Сердечник под своим весом падает в низ и тянет за собой — контакт, пусковая обмотка — ПО отключается от сети 220В.
Витки из нихрома выполняют тепловую защиту двигателя. При перегрузе, заклинивание или междувиткового замыкания обмоток двигателя, нихром разогревается и своим теплом подогревает биметаллическую пластину, она при нагревании деформируется, прогибается и размыкает контакт, отключает двигатель от сети 220В на время остывания биметаллической пластинки.
После остывания пластины контакт снова замкнется, и реле будет пытаться снова включить двигатель.
Наглядный пример подключения двигателя от стиральной машины через реле.
На рисунке ниже приведен пример, схема запуска двигателя от стиральной машины при помощи конденсатора:
Можно подключить пусковую обмотку через фазосдвигающий конденсатор. Например для двигателя: 220В, 500 об/мин, ток I = 1,37А требуется конденсатор 6мкФ.
Для полной уверенности, что все сделали правильно, внимательно проверяем монтаж собранной схемы и тестируем ее, включаем двигатель на 1 мин. отключаем от сети и проверяем нагрев двигателя.
Почему через минуту? Потому, чтоб определить в каком именно месте начинает греться двигатель, в подшипниках или в статоре. Если подождать дольше, то тепло распределится по корпусу и будет не понятен очаг перегрева.
Если всё в норме включаем двигатель и проверяем нагрев корпуса каждые 5 мин. 15 мин на тестирования будет достаточно, тыльная сторона ладони должна терпеть, если не терпит, то температура около 50°С и выше.
- Если двигатель греется возможные причины:
Изношены подшипники, что привело к уменьшению зазора между статором и ротором, ротор задевает статор. - Подшипники забиты грязью или зажаты на перекос в подшипниковых крышках, что приводит к заклиниванию, тяжелому ходу вала.
- Большая ёмкость конденсатора, необходимо уменьшить ёмкость конденсатора или запустить двигатель без конденсатора, раскрутив вал от руки. Если двигатель перестал, греется, значит, причина была в превышенной ёмкости конденсатора.
Если выше перечисленные причины были исключены, то в обмотках двигателя междувитковое замыкание.
Видео подключения двигателя от стиральной машинки с реверсом и тремя выводами: