О чуде над Манхэттеном и прочих.

Рассуждения читателей   «National Geograpfic» . Узнай больше.

«Чудо над Манхэттеном»

В апрельском номере очень понравилась статья о нью-йоркском парке «Хай-Лайн» — материал, заметно выделяющийся среди обычных тем журнала.
National Geographic часто пишет о древних цивилизациях, о животных, но редко о мегаполисах. Меня, человека, вдохновленного Нью-Йорком, очень заинтересовала статья о парке, расположенном в самом сердце «бетонных джунглей» — над землей, на месте бывших железнодорожных путей.
Интересные факты из истории возникновения этого уголка рая хорошо дополняют фотографии, позволяющие мысленно прогуляться в восьми метрах над землей. Спасибо за рассказ о чуде над Манхэттеном!

МАКСИМ ГРИНЮК, по электронной почте

«Каменные символы»

(рубрика «География») Прочитав заметку о минералах -символах Североамериканских штатов, я подумал, что и в России немало регионов могли
бы выбрать для себя камень — символ минерального богатства. Более того, некоторым регионам было бы трудно остановиться на одном каком-то
символе. В Карелии, например, встречаются знаменитые.  
А еще это родина очень редкого и полезного минерала шунгита, получившего свое название в честь местной деревни Шуньга. Нигде в мире,
кроме Карелии, шунгит в промышленных количествах не встречается, происхождение его неизвестно, хотя кристаллическая решетка этого минерала  была предсказана учеными еще до обнаружения его в природе.

Не могу не упомянуть и о карельском мраморе, из которого изготавливали детали убранства дворцов и статуи, достойные музеев. А знаменитая гора Воттоваара, ставшая местом паломничества эзотериков, целиком сложена из мрамора. Там мне довелось увидеть любопытные древние сооружения из камней — сейды.Сейд -это крупный камень, весом от нескольких десятков килограммов до нескольких десятков тонн, поставленный на подставки из небольших камней, часто в, казалось бы, неустойчивое положение. Места для сейдов выбирали соответствующие: край обрыва, вершина горы, пригорка. До сих пор непонятно, при помощи каких приспособлений воздвигались эти монументы и как им удается выстоять наперекор стихиям.

АЛЕКСАНДР ГОНЧАРОВ,

г. Сестрорецк

«Была, не была»

Чтение апрельского номера начала со статьи о Куликовской битве. Ведь для русской истории этот бой примерно такая же загадка, как для
мировой — вопрос о создателях Стонхенджа. Теорий и предположений до сих пор больше, чем фактов. Начиная с самых фантастических — а была ли вообще Орда? Или, может, речь идет о междоусобных войнах, в том числе на почве насильственной христианизации? Тексты в Рунете со ссылками на летописи (к примеру, на «Слово о погибели Русской земли», датируемое 1238-1246 годами) утверждают, что среди татаро монголов было много христиан, и «ханы» зачастую шли в бой, перекрестившись. А если верить ссылкам на те летописи, в которых представители Орды описываются как  люди европеоидного типа, серо- или голубоглазые и русоволосые, то и малый процент монгольских генов в русской крови становится понятен.

Впрочем, даже если отбросить эти самые фантастические предположения, остается множество вопросов к самой Куликовской битве (Мамаевому или
Донскому побоищу, как еще ее называют). Проходило или не проходило это сражение 8 сентября 1380 года? Было ли это на поле, где сейчас
стоит памятник битве? Не маловато ли оно для серьезного сражения? А может быть, право на существование имеет и гипотеза о том, что
Куликовское поле находится в Москве? Есть же в Москве, на нынешней Славянской площади, церковь Всех Святых на Кулишках в честь воинов Куликовской битвы. Да и архангелогородский летописец, описавший встречу иконы Владимирской Божьей Матери в Москве во время нашествия Тимура в 1402 году «на поле на Ку-личкове», заставляет задуматься.

На «официальном» Куликовом поле не было найдено масштабных захоронений. Если русские тела своих погибших увезли и похоронили — куда делись тела татаро-монголов? Их прихватили войска разбитого Мамая? Им, скорее всего, не до того было.

Если останки исчезли благодаря агрессивности черноземов, то где же вещи и оружие? Можно предположить, что их собрали и вывезли, но любая кольчуга, любое оружие может поломаться и потеряться в ходе битвы. Сколько ж времени нужно было, чтобы собрать все тела и все утерянные предметы и вывезти? И это после кровавой, рукопашной, утомительной битвы! Не факт, что такое вообще возможно.

Считается, что Мамай, возглавлявший Орду, чуть позднее, уже после проигрыша на Куликовом поле, но тоже в сентябре 1380 года проиграл битву хану Тохтамышу на неких «Калках» (либо на реке Калке). Если вспомнить о гипотезе, что Дмитрий Донской и Тохта-мыш — одно и то же лицо, тогда «второй раз» разбили Мамая не на Калках, и не на реке Калке, -а на тех же московских Кулишках.

ОЛЬГА, Киев,Украина

Начнем с загадки: почему так мала доля гена ДНК монголо-татар в современном генофонде России? Как справедливо заметил главный редактор
NG, эта загадка вполне объяснима тем, что «собственно монголов, начавших великое завоевание, было немного для того, чтобы сильно
расплодиться среди русского населения». Действительно, сами монголы были немногочисленной народностью, а Золотая Орда XIV — начала
XV веков представляла собой сложный конгломерат кочевых племен и народностей, одну из ведущих ролей в котором играли половцы. Интересно,что именно половецкий язык в конце XIV века стал своего рода государственным языком Орды, которая переняла и половецкую культуру. 
Сокрушительный набег кочевников неизменно завершался их возвращением обратно в степи. Установив свою власть и обозначив сроки и размер дани, они лишь время от времени наведывались на подвластные земли. Так что в итоге такой политики вероятность закрепления восточ-ноазиатского гена в славянском генофонде была невелика.

Казалось бы, столь значимое событие для всего русского народа должно было оставить след в исторических источниках — а все,
чем мы располагаем, — это несколько произведений Куликовского цикла, отличающиеся художественно-образным повествованием. Но отсутствие упоминаний будет неудивительным, если принять во внимание, что Московское княжество другие князья считали не менее, а порой и более значимым противником, нежели Орду, и потому, вероятно, старались умалить значение Москвы.

По какой причине Дмитрий Донской так поздно был причислен Русской православной церковью к лику святых? Причина может крыться в начавшейся в период его правления смуты в православии — Московское княжество стремилось стать центром русской церкви, окончательно отмежевавшись от влияния Византии. После смерти Дмитрия, при его преемнике Василии I, русскую церковь возглавил митрополит Киприан, который, в отличие от своего предшественника Алексея, не желал подчинять политику церкви интересам и целям Москвы. Киприан, неоднократно изгонявшийся при Дмитрии Донском, в «Своде 1408 года» критически характеризовал правление князя. Еще накануне Куликовского сражения Киприан предал князяанафеме, а ход самого сражения описал кратко и тусклым штампом: «…быть брань крепка зело и сечазла». В своем своде он в основномрассказал о погибших воеводах, используя в качестве источника церковные синодики по убиенным и, возможно, укоряя князя в утрате множествалучших людей. Подобная вражда и могла стать причиной того, что русская церковь признала заслуги Дмитрия Донского далеко не сразу.

АЛМАЗ ТУХФАТУЛЛИН, г. Нижнекамск, Республика Татарстан

«История пера»

Впервые NG я прочитала в январе этого года и с тех пор покупаю ваш журнал каждый месяц. Хотелось бы сказать несколько слов по поводу
статьи об оперении птиц -я увлекаюсь рисованием и часто обращаю внимание на красоту, казалось бы, обыкновенного перышка.

Одно из красивейших перьев, на мой взгляд, — это перо серого павлиньего фазана. Стоит обязательно посмотреть, как переливаются два
чернильно-синих, с фиолетовым отливом, пятнышка на его конце. А еще удивительны перья красного ары, в которых есть и синий, и желтый, и оранжевый, и зеленый, и еще множество самых разных цветов.
Поистине перо — это одно из красивейших творений природы. И одно из самых хитроумных ее изобретений.

ЕКАТЕРИНА БОГДАНОВА,

г. Наро-Фоминск

«Нас все больше»

(март 2011)

Относительно недавно, около года назад, начала читать ваш журнал. И так он меня захватил и поразил, что я уже собрала почти все номера, начиная с 2003 года. Очень радует, что в наше «продвинутое» время, когда многие думают лишь о карьере, деньгах и гламуре,
существуют люди, которым небезразлична природа, ее охрана, экологическая ситуация в мире.

На меня произвела особое впечатление статья мартовского номера «7 миллиардов», наверное, потому, что последствия описанных в ней проблем часто наблюдаешь и в жизни. Идешь по улице, а кругом дома, торговые центры,офисные здания — и вся эта бетонная толща давит на тебя. Смотрю на высотку и вспоминаю, что в детстве на ее месте была аллея с лавочками, где можно было посидеть, отдохнуть, почитать книгу… А сейчас — зелени все меньше.

В нашем городе недалеко от центра был чудесный пруд, мы ходили туда отдыхать и кормить уток. Неделю назад я там проезжала -пруд засыпали и теперь строят огромный торговый комплекс…

Проблема не только и не столько в росте количества людей на планете, сколько в нашем поведении — мы вырубаем леса, истребляем животных,
загрязняем природу. Для себя я решила: будущих детей буду воспитывать так, чтобы они уважали и любили природу, чтобы мне не было за них стыдно так, как бывает стыдно за тех, кто медленно убивает нашу планету!

АНАСТАСИЯ БУКША,
г. Белгород

Источник: Журнал «National Geograpfic»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector