Фотография в естествознании. (1926 год)

Перед большинством фотографов-любителей часто встает вопрос: ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО снимать? Щелкать попусту и тратить материал им не хочется, а куда направить свою работу — они не знают. Областей применения их труда несколько: съемка для журналов, для стенгазет и др. Мы поместим ряд статей, указывающих фото любителю одну из областей весьма важного и полезного как для него, так и для науки применения его энергии — изучение разнообразной природы родного края, той местности, где живет данный фотолюбитель.

МОЖНО различно любить природу. Одни любят ее пассивно, ограничиваясь наслаждением от созерцания красот ее, и, если выносят что-либо из этого занятия, то лишь для себя, в лучшем случае набираясь некоторым запасом свежих сил * и хорошим настроением. Другие проявляют главный интерес к природе в изучении ее — в наблюдениях, систематизации добытых знаний и исследовании законов, управляющих жизнью природы. Такой подход к природе особенно ценен, он дает огромное удовлетворение любителю и через него может принести пользу всему человечеству. Лишь к таким активным любителям природы, идущим в нее с определенной, заранее поставленной себе целью, относятся следующие наши строки.

Для широкого изучения природы фотографическая камера стала теперь так же необходима, как микроскоп для биолога, телескоп для астронома, компас лля геолога и т. п. Но фотографический аппарат можно назвать, в полном смысле слова, универсальным прибором, необходимым для всех отраслей естествознания. Он служит для изучения всех царств природы, как живой, так и мертвой. Геолог пользуется камерой для фотографирования строения земной коры, минеролог с помощью микро-фотографии изучает шлифты камней, ботаник фотографирует сообщества и отдельные экземпляры растений, зоолог — животных; так можно без конца перечислять все отрасли человеческого знания.

Камера — не игрушка! Фотография—одно из наиболее важных орудий изучения природы. Без камеры не может обойтись ни одна из многочисленных дисциплин естествознания… И, вместе с тем, если бы подсчитать, какой процент всех естествоиспытателей пользуется для своих исследований фотографическим аппаратом, то этот процент оказался бы ничтожно мал. Особенно у нас в России. Мы не привыкли смотреть на аппарат, как на орудие исследования, мы не умеем выбрать об’екта для снимка, мы не знаем, как снять его, мы, наконец, не находим применения даже случайно полученным ценным фотографиям!

Фотографическая камера должна стать спутником каждого натуралиста, каждого экскурсанта; фотографический аппарат должен быть среди приборов физических кабинетов всех школ; практическому и физическому обучению фотографии необходимо посвятить часть школьного времени, и учащиеся должны пользоваться камерой так же, как карандашом, угольником и линейкой.

Пока до этого идеала нам, к сожалению, еще далеко. Но, где возможно, к нему надо стремиться. Как и что необходимо для этого — это сложные и очень важные вопросы, но им место не в программе наших очерков о применении фотографии Для выполнения этих требований каждый фотограф-натуралист должен, идя на фото-экскурсию, всегда иметь при себе записную книжку, в которую заносить сведения о сделанных снимках.

Идя на помощь естествоиспытателям, которые могли бы и хотят применить фотографию для изучения природы, редакция предполагает помещать на страницах „Советского Фото” статьи, посвященные некоторым руководящим указаниям для начинающих. Основная цель их — расширить кругозор фотографа-любителя, отвлечь его от бесцельного щелканья затвором и направить его внииание на об’екгы природы. В отдельных случаях будут даваться и практические советы относительно самого производства с’емки.Но меньше всего мы бы хотели ограничить инициативу молодых исследозателей природы. Поэтому все указания следует принимать, как примерный план работы.

Чтобы фотографический снимок мог претендовать на использование его с научной целью, он должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Объект снимка должен представлять научный интерес.

2. Должны быть известны условия съемки, могущие влиять на представление о снятом предмете.

3. Всякий снимок должен сопровождаться исчерпывающими пояснениями относительно заснятого.

4. На снимке должны быть укачаны: место, дата и время съемки, а также фамилия фотографа.

Если есть риск смешать два похожих друг на друга снимка, то перед проявлением, вынув из кассеты пластинку, полезно сделать на ней какую-нибудь отметку, например, на полях ножом — столько зарубинок, сколько единиц в числе, обозначающем № кассеты.

Высушив пластинки, на них сразу же (пока не забылись условные значки) поставьте номера, под которыми снимки заносятся в специальную тетрадь.

В этой тетради—инвентаре всех снимков коллекции (если коллекций несколько по разным специальностям то желательно иметь для каждой свою инвентарную тетрадь), кроме № и подробного описания снимка, отмечаются также взятые из записной книжки сведения о дате и времени снимка. Если коллекция снимков составляется не одним лицом, надо указывать автора каждого снимка.

Перечислить все, что требуется для полной характеристики снимка, невозможно: в каждом частном случае встречаются свои характерные особенности. Можно лишь лать один общий совет: надо стараться так описывать снимок, отмечать те сведения, которые помогли бы вам вполне уяснить себе цель и задачи автора, как если бы вы сами не присутствовали при с’емке и никогда не видали бы об’екта ее в натуре.

Что касается обработки снимков, то она ничем особо не отличается от обычной. Надо только всегда иметь в виду, что фото-снимки, сделанные с научной целью, должны пережить нас. Негативы должны ос бенно тщательно промываться после фиксажа и храниться в отдельных конвертах в ящиках, в сухом помещении. Бумагу надо выбирать наиболее прочных сортов. В смысле прочности дневные бумаги много уступают бромосеребряным бумагам, печатаемым на искусственном свете. Хотя, как всегда и везде, следует обращать внимание на изящество и красоту снимка, но в научной фотографии на первое место следует ставить не тон и оттенок бумаги, а четкость изображения, возможно точную передачу предмета снимка и долговечность его.

А. БИАНКИ 1926

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *